Продолжаем разбирать стратегию и тактику в матчевых гонках
В предыдущей статье мы рассказывали о тактике стартов в матчевых гонках. Где и как надо находиться во время старта на матче, какие стартовые позиции существуют и какие цели преследует команда, чтобы быть в более выгодной позиции на старте.

Сегодня мы поговорим о том, как прийти в нужную позицию перед стартом, а точнее разберем все предстартовое время. Его необходимо постоянно контролировать как рулевому, так и команде, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.

Цель этой борьбы – прийти на старт в более выгодной позиции и выиграть старт у противника, а также в процессе предстарта заставить ошибиться противника. Здесь важно учитывать, что штраф должен получить противник, а не вы. Это позволит команде быть в еще более выгодной ситуации во процессе гонки и, возможно, выиграть матч.

Давайте разбираться, как прийти к этой цели, и какие у нас есть для этого инструменты.

Итак, мы советуем разбивать все предстартовое время на три фазы:

1-ая фаза – Вход в зону и первая встреча.
Длительность 1-ой фазы: с 4:00 мин. до 3:00 мин. до сигнала «старт открыт»

2-ая фаза – Средняя фаза.
Длительность 2-ой фазы: с 3:00 мин. до 1:30 мин. до сигнала «старт открыт»

3-ая фаза – Финальное сближение, старт.
Длительность 3-й фазы: с 1:30 мин. до 0:00 мин. до сигнала «старт открыт»

Разбираем кратко каждую из фаз предстартовой борьбы в матче.

1-ая фаза – Вход в зону и первая встреча.

Длительность 1-ой фазы: с 4:00 мин. до 3:00 мин. до сигнала «старт открыт»

Задачи (цели) входа:

Войти в стартовую зону в течение 3-х секунд после сигнала «Подготовительный» до старта на полной скорости.
Цели первого сближения:

Цели для желтой яхты, входящей в предстартовую зону справа:

  • Достичь контроля над синей яхтой. Для этого - сохраняйте позицию справа от синей яхты.
  • Удерживать контроль над синей яхтой. Для этого - сохраняйте позицию справа от синей яхты.
  • Не дать синей яхте установить над вами контроль.

Цели для синей яхты, входящей в предстартовую зону слева:

  • Не допускайте контроля желтой яхты – становитесь и сохраняйте позицию справа от желтой яхты.
  • Уходите от контроля желтой яхты – становитесь и сохраняйте позицию справа от желтой яхты.
  • Достичь контроля над желтой яхтой.
Для того, чтобы выйти из-под контроля и сохранять контроль над яхтой используются множество тактических приемов – «Dial Up», «Dial Down», ложный «Dial Up».

Прим. редакции:

Мы применяем для упрощения и быстрого применения на практике английский слэнг в матчевых гонках.

2-ая фаза – Средняя фаза.

Длительность 2-ой фазы: с 3:00 мин. до 1:30 мин. до сигнала «старт открыт»

После того, как яхты встретились и легли на один галс, как правило, одна позади другой, лодки входят в среднюю фазу. В этой фазе возможны два варианта развития событий:

1 вариант. Одна яхта будет контролировать другую, которая будет пытаться уйти из под контроля;

2 вариант. Ни одна из яхт не будет контролировать другую, и в таком случае начинаются трейлинги (термин у матчевиков - «волчки»).

При первом варианте, чтобы выйти из-под контроля, яхта может использовать разные тактические приемы, о которых мы поговорим в отдельной статье, здесь же назовем такие приемы «Гудини» или «Остаться на линии».
Цели для средней фазы:

  • Получить контроль над другой яхтой.
  • Уйти из-под контроля другой яхты.
  • Избегать пенальти.

Как подготовиться к финальной фазе:

  • уточнить свой выбор места старта (слева или справа от со­перника);
  • решить для себя – вы хотите быть лидером или гнать противника;
  • знать время и расстояние до стартовой линии;
  • знать, где вы находитесь по отношению к лейлайнам.
Средняя фаза заканчивается и переходит в финальную фазу.

3-ая фаза – Финальное сближение, старт.

Длительность 3-й фазы: с 1:30 мин. до 0:00 мин. до сигнала «старт открыт».

На большинстве предстартов обе яхты оказываются на правом галсе по направлению к стартовой линии. Обычно это происходит за 1:30 – 1:00 мин. до старта. Одна из яхт будет лидирующей, другая - пресле­дующей. Это самое ответственная фаза перед стартом, в которой определяется, кто будет стартовать справа, а кто слева.

Цели финального сближения:

  • Получить возможность выбирать (стартовать справа или слева от другой яхты). Обычно лидер получает левую сторону, пресле­дующий – правую.
  • Получить контроль.

Если вы преследующая яхта:

  • Заставьте противника рано подойти к стартовой линии и к ее концу;
  • Окажитесь связанными с противником с подветра, и заставь­те его сделать поворот оверштаг на левый галс, затем сами сделайте поворот оверштаг и удерживайте его от лейлайна у судейского судна;
  • Создайте ситуацию, в которой противник не сможет выбрать направление первым.

Если вы яхта-лидер:

  • Заставьте противника опоздать на старт;
  • Свяжите себя с противником с подветра, и заставьте его сделать поворот оверштаг на левый галс, затем сами сделать пово­рот и удерживайте его от лейлайна у судейского судна;
  • Создайте ситуацию, в которой противник не сможет выбрать направление первым.
Наши рекомендации по предстарту по всем фазам:

Мы советуем вам всегда оценивать время до старта с учетом данных рекомендаций и разбивки времени до старта на фазы, и особенно, когда вы подходите к третьей фазе – финального сближения и старта.

Продумывайте вашу игру, старайтесь отрабатывать стратегию, где вы должны стартовать, и нарабатывайте всевозможные комбинации на тренировках Клуба матчевых гонок или просто в паре на одинаковых яхтах, если вы тренируетесь у себя в яхт-клубе.

Как говорит известный международный ампайр матчевых гонок Олег Ильин: «Хотите выигрывать в матчах – тренируйтесь!».

Выдержки из книги «Основы тактики в матчевых гонках», выпускаемой в ближайшее время УЦ «Парусной Академией» под общей редакцией – Д. Шаповалова и Г. Шараева.

Made on
Tilda